–Ь–Є—Е–∞–Є–ї –Ш–≤–∞–љ–Њ–≤–Є—З –Ш—Б–Є–љ–∞–ї–Є–µ–≤ –Ь–Є—Е–∞–Є–ї –Ш–≤–∞–љ–Њ–≤–Є—З –Ш—Б–Є–љ–∞–ї–Є–µ–≤
¬Ђ–І—В–Њ–±—Л –Њ—Ж–µ–љ–Є—В—М –њ–Њ –і–Њ—Б—В–Њ–Є–љ—Б—В–≤—Г –≤—Л—Б–Њ—В—Г –Є –Ј–љ–∞—З–Є–Љ–Њ—Б—В—М –і–µ–ї —Б–µ–≥–Њ–і–љ—П—И–љ–Є—Е –љ–∞–і–Њ –Ј–љ–∞—В—М –Є –Љ–∞–ї—Л–µ —Б–Њ–њ–Ї–Є –і–љ—П –≤—З–µ—А–∞—И–љ–µ–≥–Њ...¬ї
≈го ∆изнь
»стоки ќпоры
Ўтрихи о Ќем
≈го ЂЎтрихи к ѕортретамї
 ниги, —татьи и ќчерки
 

Ќурмухан ∆антурин

Ќесколько вечеров испытывал огромное удовольствие, соприкаса€сь духовно с миром большого искусства. Ёто произошло благодар€ книге, посв€щенной выдающемус€ актеру Ќурмухану ∆антурину (Ђя - актер. я - человек. ¬ысшее достижение создател€ї. »здательство Ђјтамураї, 1997) - великолепному сборнику воспоминаний о мастере сцены и экрана народном артисте  азахстана Ќурмухане ∆антурине. —оставители и авторы книги - театровед ћаргарита »овлева - ∆антурина (супруга Ќ. ∆антурина) и писатель, режиссер јлександр  равцов вместе с издательством Ђјтамураї издали книгу, достойную пам€ти выдающегос€ артиста ¬еликой —тепи.

ƒело профессионалов - театроведов, киноведов, драматургов, режиссеров - по достоинству оценить книгу о неповторимом таланте. ћногие из них уже подробно высказались в книге, попытавшись загл€нуть и в творческую лабораторию великого мастера сцены. » € не могу уйти от соблазна процитировать некоторые высказывани€ р€да авторов сборника.

»з последнего интервью с Ќурмуханом ∆антуриным.
Ђя мечтаю лишь о немногих рол€х, которые смогли бы потребовать от мен€ максимальной отдачи сил. ¬ их числе –ичард IIї.
Ђќтечественный кинематограф стал подражать худшим образцам западного кино, удел€€ больше внимани€ показу насили€ и эротики... —ловом, происходит этака€ романтизаци€ ѕроходимцев...  опание в гр€зи становитс€ самозабвенным, исступленным, происходит какое-то чудовищное сост€зание, кто эффектнее отличитс€ в выкапывании отталкивающего, отвратительного, гнусного, кто вытащит самое развратное, дикое, жестокое.
— нетерпением жду, когда в кино станут обращать внимание на душу, а не на бедраї

јбиш  екилбаев.
Ђ≈сть закон великих судеб - чем €рче художник, чем крупнее, чем не стандартнее, тем он больше страдает. ¬ интерьерах пьес –озова, јрбузова актеру Ќурмухану ∆антурину было тесно, не говор€ о наших казахских драматургах. ќн актер Ёсхила, —офокла, Ўекспира.
... ќн был слишком сильным, слишком величественным, слишком благородным дл€ своего времени и окружающихї

ћаргарита »овлева-∆антурина - театровед.
Ђ—удьба в его представлении - цепь метаний, срывов, раздумий, подъемов и наоборот, но всегда - импульсивно, остроугольно, взрывно.
ћне кажетс€, что самое главное в ∆антурине - его обостренное чувство времени.
ѕри подготовке к исполнению роли ƒоктора в пьесе Ќазыма ’икмета Ђ¬семи забытыйї Ќурмухана глубоко потр€сла тема забытости, обреченности на одиночество после славы и признани€.
ћакбет в исполнении ∆антурина - великий полководец, желавший стать отцом народа, на глазах зрителей перерождалс€ в тирана и кровавого палачаї.

—атимжан —анбаев Ц писатель.
(»з молитвы - монолога Ќ. ∆антурина) Ђќ, создатель! ѕосмотри на мен€: Ђя - человек! я - актер! ћне дано воплощатьс€ в небожителей и земных людей, показать все их де€ни€ и жизненные устремлени€, взлеты и падени€ї.
ѕроизнес€ им€ известного режиссера, он продолжал.
Ђя - актер! “вои бутафорские чапаны рвутс€ на моих плечах, мне тесно в твоих фольклорных постановках! ƒай мне Ўекспира и ћольера! ћне скучно на сцене, где актеру приходитс€ ходить по кругу, как заарканенному конюї.

Ѕикен –имова - актриса.
Ђ≈му во многом помогал ум, образованность, честность, пор€дочность. ƒовер€€ ему в жизни, мы охотно верили ему и на сценеї.

–аимбек —ейтметов - режиссер.
ЂЋидер во всем, Ќурмухан-ага заражал актеров еще с первой читки пьесы; люб€ и понима€ молодежь, давал нам крыль€. ќн обладал пытливым умом энциклопедиста, знанием жизни, людей, пониманием причин и следствий многих €влений природы и обществаї.

¬иктор ѕусурманов - режиссер театра и кино.
ЂЁто - не просто талантливый человек. Ёто - образец мощи, глыбы, сгустка талантливой личностиї.

ћихаил Ќовохижин - режиссер.
Ђ≈го достоинство заставл€ло гордитьс€ тем, что есть такие люди. ќригинальность его суждений, начитанность, образованность подкрепл€лись локальной убедительностью. »гра его голосовых интонаций завораживала как органна€ музыка. ќн легко, как большие певцы, переходил из одной модул€ции вдругуюї.

»скандер “ынышпаев - кинооператор.
Ђя думаю, гордость - это у него родовое, он ведь адаевец, жанторе, потомок атаманов-чингизидов, от отца к сыну - воинов.   тому же честность, интеллигентность, культура во всем были в нем врожденными, генного пор€дкаї.

Ќуржуман »хтымбаев - актер.
Ђќн был виден сразу - вершиной в горной гр€де. ќн был единственным актером с глубокой культурой, знани€ми истории, литературы, поэзии и т. п.  азалось, нет того, чего он не знает. Ћирик в душе, внешне суровый, внутренне добрый до ласковости, простой человек, с достоинствами и недостатками, присущими любому, а потому любимый многими людьмиї.

¬иктор ћажурин - режиссер.
Ђќн дает пищу поколени€м живых. »з наследи€ ∆антурина многое можно почерпнуть и нам, и будущим студентам, и мастерам театра и кино.
Ѕыть независимым - значит порождать уважение одних и раздражение других. “ретьего не дано.
ќн ушел из театра, не прин€в режиссуры, котора€ подмен€ла актера. ≈го непримиримость - это и есть тема; как ее озаглавить, ну, скажем, Ђправо человека быть самим собойї.
≈го благодарили за ту особую энергетику, котора€ творит св€тое излучение, доступное только большим актерамї.

Ќаталь€ јрынбасарова - актриса.
Ђ—праведливости ради скажу, что в  азахстане есть замечательные актеры, но ∆антурин - особое €вление. ≈го талант исключительно неповторим.
ќн был €рок, могуч, но главное - глубок. я не могу назвать других известных мне актеров, которые достигли бы таких глубин вы€влени€ человеческой психологии.

Ѕулат ћансуров - кинорежиссер.
Ђќн не нуждалс€ в подсказках извне - сам знал, как настроить свой актерский инструмент и Ђзвучалї этот инструмент без малейшей фальши. ќн напоминал тигра с мышцами, до поры в€лыми; отдыхающими, но в нужный момент способными спружинить и воврем€ сработать.
—воей культурой, внутренними запасами ∆антурин пользовалс€ легко, как мушкетер, который владеет не менее ста приемами защиты и нападени€. ¬от это и воспринималось как импровизаци€.
ќн был мудр и великолепно воспитан: умел на все, на всех реагировать тонко и верно - на любую реплику или замечание. ¬ нем была пор€дочность, котора€ позвол€ла быть спокойным за атмосферу на съемкахї.

јсанали Aшимов - актер.
Ђ¬еликий был артист Ќурмухан. Ёто мое признание. ќн на дес€ть голов выше мен€ї.

Ћев √уревич - кинорежиссер.
ќщущаю его незаур€дность во всем: в удачах, промахах, поисках, наконец, даже во внешнем облике.
Ќурмухан ∆антурин по-особенному красив. ¬ старину сказали бы Ђдемонически красивї. ¬ разрезе глаз, в обт€нутых скулах, т€желом подбородке угадываетс€ крутой характер и гор€чий темперамент.

Ѕахыт ∆антурина - филолог.
Ђќн был слит с природой. ќбразы степн€ков удавались ему особенно объемными, глубокими и €ркими, поскольку он посто€нно чувствовал себ€ частью своей земли, к тому же облада€ редким ощущением св€зи с космосом. ≈го самообразование шло прежде всего вглубь и ввысь.
ќн был настолько сыном родной природы, в нашем городском обиходе не любил €рких одежд, броских красок.
ћы, дочери, это знали и старались его не раздражать.
... ќн пон€л, что без нас жить не может, что мы - частицы его быти€ и его существаї.

∆анна ∆антурина - театровед.
ЂЋегенда его творчества вобрала образы театральных и киногероев: „окан ¬алиханов на сцене и в кино, јбакир (Ђ«нойї), Ѕейбарс (Ђ—ултан Ѕейбарсї), ћольер, яго, ћакбет, герои казахской классики, ƒоктор (Ђ¬семи забытыйї), јблайханов (Ђ онец атаманаї), „етвертый (Ђ„етвертыйї по  . —имонову), ћырзагали (ЂЅела€ аруанаї).
ѕусть говор€т о ∆антурине - это подтверждение его неординарности, пусть пишут - это свидетельство его глубины и мощи, пусть думают - это поможет выработать критерии в оценке актерского искусства. черты его характера: гордость в сочетании с пор€дочностью и скромностью, неприт€зательность в быту и дотошность в работе, принципиальность в важных дл€ него вопросах и м€гка€ уступчивость в мелочах - это часть его творчества и грани его даровани€.
Ќазванное плюс €рка€, запоминающа€с€ внешность, низкий бархатный баритон и божий дар - то €блоко, что передал ∆ан-торе - все вместе вз€тое и составл€ет феномен личности актера Ќурмухана ∆антуринаї.

“еперь продолжу от себ€. „ерез всю книгу красной нитью проходит не только иде€ о великом таланте, но и драматическом моменте, св€занном с более чем дес€тилетним перерывом, когда Ќурмухан ∆антурин не играл на сцене родного академического театра им. јуэзова. ќб этом с болью говор€т и сам јктер и его коллеги, когда он был лишен возможности раскрыть без остатка весь свой талант.

ќтлучение от родной альма-матер - академического театра драмы им. јуэзова, где произошло становление, признание и выражение всеобщей любви как к одному из выдающихс€, неповторимых мастеров сцены было сильнейшим ударом, даже дл€ такой одаренной и волевой личности как Ќурмухан ∆антурин. » хот€ как истинный ћастер и Ћичность он не потер€лс€, про€вил себ€ в дес€тках кинофильмов, но там не так много было ролей, соразмерных его “аланту, которые дали бы возможность ему полностью про€вить себ€.

ƒл€ национального же театра уход ∆антурина был утратой невосполнимой и не потому, что там не было одаренных творцов сцены - нет, и еще раз нет! “еатр им. јуэзова имел и имеет пле€ду выдающихс€ мастеров сцены, как среди старшего, так и молодого поколени€.  аждый из них - €рка€ страница в истории казахского драматического театра. Ќо Ќурмухан ∆антурин - актер мирового уровн€. ќстаньс€ он в театре и исполни еще несколько ролей из мировой классики, о нем широко заговорила бы мирова€ театральна€ пресса. Ёто сделало бы честь не только актеру, но и стране, нации, сыном которых он €вл€етс€.

Ќо увы! ¬се сложилось иначе... ¬ театральной жизни бывают взлеты и падени€. ¬о второй половине 60-х еще здравствовали многие старейшие известные мастера, театр работал в относительно нормальном режиме, тогда коллектив пополнилс€ молодыми талантливыми актерами. ќни требовали не только новых ролей, но и новых пьес, новой режиссуры по национальной классике, говорили, до каких пор репертуарную политику театра и трактовку национальной классики будут определ€ть режиссеры со стороны, почему не даем возможности возглавить академический театр уже за€вившему о себе тогда режиссеру јзербайжану ћамбетову. — его приходом главным режиссером и художественным руководителем театра начались Ђнепри€тностиї Ќурмухана ∆антурина.  азалось бы, актер и режиссер - не конкуренты друг другу и должны работать в одной упр€жке, тем более, что один - уже именитый, выдающийс€ актер, второй тоже впоследствии про€вил себ€ своими режиссерскими работами и на прот€жении более дес€ти лет вместе с театральным коллективом подн€л славу национального театра, вырастил пле€ду молодых талантливых актеров. ¬ 70-х годах и начале 80-х годов театра им. јуэзова считалс€ в —оюзе одним из лучших национальных коллективов.   сожалению, тандема двух мастеров не получилось. јмбиции молодого художественного руководител€ театра, нетерпимость к талантливой личности актера вз€ли верх. ќдна только коротка€ записка главрежа актеру, приведенна€ в книге, говорит сама за себ€ и не требует особых комментариев.

ѕолагаю, ј. ћамбетов Ђупустилї возможность постановки великолепных спектаклей с участием Ќ. ∆антурина, как на основе мировой классики, так и национальной.

ѕозже, казахский академический театр им. јуэзова достигнет высот признани€ в —оюзе, на международном фестивале драматических театров в —тамбуле станет Ћауреатом, в репертуаре театра будет лидировать переводна€ драматурги€. ѕо этому поводу главный режиссер услышит немало горьких упреков артистов, зрителей и особенно писателей республики.

“еперь режиссер ј. ћамбетов, как когда-то дес€ть лет тому назад артист Ќ. ∆антурин, почти его словами, скажет в адрес казахских драматургов Ђгде ваши пьесы с характерами, драматургией, от которых содрогалс€ бы театр, от ваших пьес веет старым духом фольклора и легенд, а современный зритель уже другой, он хочет иное, поэтому € вынужден ставить переводные пьесыї. ќдносторонний монолог, диктат одной личности, пусть даже одаренной, уже не проходит, наступили другие времена, теперь уже от альма-матер отлучен вчерашний кумир, художественный руководитель ј. ћамбетов. “акое бывает в жизни творческих коллективов.

¬озвращаюсь к цели данного материала.  нига о Ќ. ∆антурине вышла тиражом в 5 тыс€ч экземпл€ров. ¬ хорошем полиграфическом оформлении, на русском €зыке. Ќесомненно, многие, не только почитатели искусства, с удовольствием ее прочитают. Ќо поразмыслим немного и загл€нем вперед, скажем, во вторую половину ’’I века.   этому времени сменитс€ минимум два поколени€ активно работающих граждан. ѕолагаю, в то врем€ духовное общение большинства граждан будет на казахском €зыке и определенной части на русском €зыке. ѕри всем активном интересе к иностранным €зыкам, все же английский, китайский и другие будут €зыками общени€ торгово-деловых, бытовых сделок. Ћитература, искусство, культура, истори€, философи€ и т. п. будут восприниматьс€ на казахском €зыке, и в силу объективных условий (значительное слав€нское население, прошлые традиции, близкое соседство) русский €зык в духовном общении будет доминировать над другими иностранными €зыками.
¬от тогда-то будет жаль, если молодое поколение не будет знать о выдающихс€ сынах нации в ’’ веке, в том числе и Ќурмухане ∆антурине.

ѕоэтому, пока в добром здравии де€тели, живущие в эту эпоху, знающие свое ¬рем€ и Ћичности, желательно бы, чтобы книга о Ќ. ∆антурине была издана и на казахском €зыке, чтобы и сегодн€ и в будущем читающа€ публика на родном €зыке соприкоснулась, узнала об этом неповторимом таланте. ќбращаюсь конкретно к нашим литературно видным дву€зычным писател€м, драматургам и их молодым последовател€м: не пройдите мимо этой книги, сделайте доброе дело. Ѕудущее молодое поколение будет благодарно вам и тем, кто спонсирует издание книги на казахском €зыке о Ќурмухане ∆антурине.