–Ь–Є—Е–∞–Є–ї –Ш–≤–∞–љ–Њ–≤–Є—З –Ш—Б–Є–љ–∞–ї–Є–µ–≤ –Ь–Є—Е–∞–Є–ї –Ш–≤–∞–љ–Њ–≤–Є—З –Ш—Б–Є–љ–∞–ї–Є–µ–≤
¬Ђ–І—В–Њ–±—Л –Њ—Ж–µ–љ–Є—В—М –њ–Њ –і–Њ—Б—В–Њ–Є–љ—Б—В–≤—Г –≤—Л—Б–Њ—В—Г –Є –Ј–љ–∞—З–Є–Љ–Њ—Б—В—М –і–µ–ї —Б–µ–≥–Њ–і–љ—П—И–љ–Є—Е –љ–∞–і–Њ –Ј–љ–∞—В—М –Є –Љ–∞–ї—Л–µ —Б–Њ–њ–Ї–Є –і–љ—П –≤—З–µ—А–∞—И–љ–µ–≥–Њ...¬ї
≈го ∆изнь
»стоки ќпоры
Ўтрихи о Ќем
≈го ЂЎтрихи к ѕортретамї
 ниги, —татьи и ќчерки
 

ќ книге "Ўтрихи к портретам"

 аждый человек оставл€ет в жизни штрих. —вой, неповторимый.
 то навеки, кто на какой-то отрезок времени - определ€етс€ это историей, по заслугам каждого перед своим отечеством, перед своим народом. ¬ этом плане любой, кто близко знал ћ.». »синалиева, может с большой любовью подчеркнуть, что крупный государственный де€тель, известные дипломат, публицист ћихаил »ванович был Ћичностью исторической.
» безусловно, с этой оценкой соглас€тс€ читатели, прочитав главы из его книги "Ўтрихи к ѕортретам" (»збранные труды в 4-х томах. јлматы. »здательство " азыгурт", 2003г. ) выпущенную к 75-летию со дн€ рождени€ незабвенного ћаке.

Ќ≈«јЅџ¬ј≈ћџ≈ √ќƒџ (¬место предислови€)

— феврал€ 1969 года по июль 1981 года более двенадцати лет € проработал заведующим отделом культуры ÷   омпартии  азахстана. «а это врем€ мои коллеги зав. отделами культуры в других парторганизаци€х смен€лись по четыре-п€ть раз, особенно в ÷  ”краины, ”збекистана, Ѕелоруссии, ћосковском горкоме, Ћенинградском обкоме партии.
√оды работы в отделе культуры ÷  принесли мне большое духовное удовлетворение. –абота была сложна€, благородна€, хот€ не всегда благодарна€. » как однажды на алматинской партконференции шутливо сказал ќлжас —улейменов: Ђ«а вредность работы с художественной интеллигенцией партработникам надо давать молоко, как во вредном цеху на производствеї.

ѕрид€ на работу в ќтдел культуры ÷ , € был часто между Ђмолотом и наковальнейї. √лавное - мы в ÷  должны были с пониманием относитьс€ к творчеству мастеров культуры и их действи€м, вс€чески содействовать их плодотворной работе, вместе с ними продумывать перспективные вопросы развити€ культуры. — другой стороны, провод€ официальную линию ÷  в области развити€ духовной, культурной жизни, не допустить €вного противосто€ни€ интеллигенции и власти. ƒух де€телей культуры мне был ближе, он импонировал и моему воспри€тию действительности. ¬ то же врем€, хорошо зна€ идеологические требовани€ партии, € был ответственным перед руководством ÷  за их претворение в реальность, и пожалуй, дипломатом € стал в те годы, когда надо было способствовать развитию духовности, культуры в –еспублике, поддерживать таланты, взращивать молодые силы литературы и искусства, уметь терпеть, прощать, порой сделать вид, что ты не заметил какие-то погрешности. » в то же врем€ Ђне ложить свою голову на плахуї, когда в любой момент и по любому случаю секира могла упасть на твою шею. ќдин из старых товарищей, хорошо знавший мен€ и мой характер, еще в пору комсомольской юности, потом напишет:
Ђ акой он был, сказал и точка, а теперь говорит: Ђѕрошу!ї » наши аргументированные просьбы, не в ущерб творчеству, но с необходимой поправкой на удобоваримость, не закрывали, а давали жизнь не одному художественному произведению - книге, картине, кино, спектаклю, концертной программе. ¬озможно поэтому теперь, спуст€ дес€тилети€, после того, как ушел на дипломатическую работу, де€тели культуры, и стар и млад очень тепло встречают мен€ на улицах нашего города и благодар€т за что-то, о чем € сам давным-давно позабыл.

—овсем незадолго до кончины талантливого литературного критика Ќикола€ –овенского, как-то на скамейке по ул. “улебаева сидели писатель ћорис —имашко, литературоведы-ученые Ўерь€здан ≈леукенов и Ќиколай –овенский.
ќни мирно о чем-то между собой беседовали. Ўел €, после обеда, на работу, поравн€вшись с ними, поздоровалс€.
¬друг Ќиколай –овенский встает с места и видно в продолжение темы их беседы говорит: Ђ¬от ћихаил »ванович, он не сейчас, а тогда, в те годы был дл€ нас демократомї, ћорис —имашко подтверждает: ЂЁто точної. я даже опешил от такого неожиданного за€влени€ и говорю: Ђƒа ты что, Ќиколай, мы же часто спорилиї, он в ответ: ЂЌет, нет это мы гор€чо обсуждалиї. ѕродолжить такой при€тный разговор у мен€ не было возможности, поскольку спешил на работу в ћ»ƒ. я сказал: Ђ—пасибо ¬ам, друзь€, за добрую пам€тьї и пошел дальше.

Ћично дл€ мен€ это действительно незабываемые годы, и не только потому, что есть частица твоего труда в развитии духовной жизни, культуры, литературы и искусства  азахстана в 60-80-е годы, но и светлой, доброй пам€тью о встречах со многими выдающимис€ мастерами культуры и молодыми талантами, которые пришли им на смену. ѕросто невозможно не только описать встречи, но и перечислить все широко известные в обществе имена, с которыми судьба сводила мен€ все эти годы. Ѕолее глубже и профессионально о них пишут и напишут исследователи их творчества. я же перед собой ставлю очень и очень скромную цель - вспомнить какой-то отдельный, может и незначительный, маленький штрих, который потом в руках какого-либо ћастера слова, кисти, кино или ноты л€жет заметным мазком в большом полотне, посв€щенном выдающимс€ де€тел€м нашей казахстанской культуры.

ѕосле продолжительной работы с творческой интеллигенцией, вот уже более п€тнадцати лет мо€ трудова€ жизнь св€зана с дипломатической службой и общественной де€тельностью. Ќа этом пути было тоже немало разных и интересных встреч.  оротко о некоторых из них € отдельно расскажу в других част€х этой книги.