–Ь–Є—Е–∞–Є–ї –Ш–≤–∞–љ–Њ–≤–Є—З –Ш—Б–Є–љ–∞–ї–Є–µ–≤ –Ь–Є—Е–∞–Є–ї –Ш–≤–∞–љ–Њ–≤–Є—З –Ш—Б–Є–љ–∞–ї–Є–µ–≤
¬Ђ–І—В–Њ–±—Л –Њ—Ж–µ–љ–Є—В—М –њ–Њ –і–Њ—Б—В–Њ–Є–љ—Б—В–≤—Г –≤—Л—Б–Њ—В—Г –Є –Ј–љ–∞—З–Є–Љ–Њ—Б—В—М –і–µ–ї —Б–µ–≥–Њ–і–љ—П—И–љ–Є—Е –љ–∞–і–Њ –Ј–љ–∞—В—М –Є –Љ–∞–ї—Л–µ —Б–Њ–њ–Ї–Є –і–љ—П –≤—З–µ—А–∞—И–љ–µ–≥–Њ...¬ї
≈го ∆изнь
»стоки ќпоры
Ўтрихи о Ќем
≈го ЂЎтрихи к ѕортретамї
 ниги, —татьи и ќчерки
 

√абит и √абиден

Ёти два великана казахской литературы ’’ века совершенно различны по €зыку, стилю, масштабности и разнообразию жанров, но их книги роднит одно - они, дарованным им талантом, осмысливают историю и врем€, в котором им выпало жить. ќ каждом из них в отдельности многое написано и еще напишут. Ќо сколько € знаю их, они, как говор€т казахи, напоминают два горба одного верблюда. ќни Ц курдасы Ц ровесники, начинали почти в одно врем€ литературную де€тельность. ¬месте со своими старшими коллегами сто€ли у истоков создани€ —оюза писателей  азахстана. „ереду€сь друг с другом в 50-60 годы возглавл€ли этот —оюз, √абит ћусрепов был академиком республиканской јкадемии, √абиден ћустафин - член-корреспондентом јЌ, вместе или оп€ть же череду€сь, неоднократно избирались депутатами ¬ерховного —овета —оюза и республики.

ќказатьс€ среди них, когда они вместе Ц это было одно удовольствие.

ѕоследние дес€тилети€ √абиден ћустафин безвыездно жил в пригороде на своей даче. ¬ городе по€вл€лс€ изредка, только на каких-то меропри€ти€х. ѕо нынешним меркам это скромна€, но просторна€ дача с отличным садом, где он сам трудилс€ и принимал близких к себе друзей.

√абит ћусрепов посто€нно находилс€ в городе, изредка выезжал в ƒом творчества —ѕ или какой-то санаторий или дом отдыха. — √абит-ага мы жили в одном доме, но в разных подъездах, так что встречались часто.

¬стречи с ним то ли на официальных меропри€ти€х, то ли на даче у √. ћустафина или в квартире √. ћусрепова были незабываемы.  ак заразительно могли они шутить, сме€тьс€, зар€жать своим настроением других. —колько было в их рассказах из€щества, как богат был их €зык! Ћюба€ реплика ложилась пр€мо в душу и вызывала самый живой отклик. Ќесколько пр€молинейный и бескомпромиссный √абиден на таких встречах нисколько не уступал этакому холенному, тонкому аристократу и мастеру из€щной словесности каким был √абит ћусрепов. ќни как бы высекали искру друг из друга и взаимно зар€жались энергией. ѕомимо главного в их жизни - творчества, они были завз€тыми преферансистами. “ам была сво€ команда, свой ритуал. «аранее договаривались о месте встречи на даче у ћустафина или на квартире у ћусрепова.

»х посто€нными компаньонами по игре были композитор ≈ркегали –ахмадиев и музыковед ∆иенбек –салдин.

√абит ћусрепов подшучивал надо мной, что € не играю в преферанс, потому что боюсь проиграть зарплату и получить выволочку от келин. ЂЋадно сам не играешь, - ворчал он, - но можешь же ты нам, аксакалам, из-за рубежа привезти интересные карты? Ц нет, ты и этого не делаешьї.

я отвечал тоже шуткой: ЂЌе могу же €, завотделом ÷ , подвергать тлетворному вли€нию «апада ¬ас, великих почтенныхї.

Ќо однажды, уже будучи ћинистром иностранных дел, € привез из јмерики ему колоду карт. ќн в это врем€ с женой отдыхал в ƒоме творчества —ѕ, и € поехал к нему.  огда его супруга ушла в другую комнату готовить чай, € ему вручил сувенир. ќн, откинувшись в кресло, надел очки, перетасовал карты, (вижу, что понравились) и в своей манере, постаныва€, медленно, степенно сказал: Ђƒавно надо было теб€ из ÷  выдворить, пон€тливее сталї. » сразу пошел к телефону звонить √абидену - приглашать на обновку, на смотрины Ђзападных красавицї.

Ѕыло у √абита ћусрепова еще хобби - вырезать палки из фруктовых деревьев. ¬ холле квартиры у него целый набор. ќн из своей коллекции сделал мне подарок. ѕритом с фотографией, на которой изображено как он доводит трость до нужной формы. Ќа обороте фото написал Ђ азак ћихаил iнiмe агалык) ескерткiш болсынї. 18.04.67 г. ћусрепов Ђ( азаху) братишке ћихаилу, пусть будет пам€тью от братаї.

— сувениром ћусрепова € не расстаюсь более трех дес€тков лет. ¬ечерами, ид€ на прогулку, беру с собой эту Ђбулавуї.

¬ то врем€ не было звани€ Ђнародный писательї. Ќо наши аксакалы ћ. јуэзов, —. ћуканов, √. ћусрепов, √. ћустафин были писател€ми народными, по сути, остро чувствовали пульс жизни в стране, знали настроение народа и мужественно могли сказать свое мнение руководству республики. —казать-то могли, но это порой ничего не мен€ло. Ѕольша€ политика делалась в ћоскве и р€д животрепещущих проблем Ђповисали в воздухеї, если они противоречили или были не в унисон московской политике.

≈ще примечательна€ черта наших аксакалов: они были действительными наставниками молодой поросли писателей, внимательно и требовательно относились к молодым талантам, много и порой ожесточенно спорили между собой, но спорили не по частност€м и личным амбици€м, а по вопросам развити€ литературного процесса, культурной, духовной жизни в республике.

Ќесмотр€ на всю, скажем так, величавость положени€ в обществе и творчестве, несмотр€ на свою благовоспитанность и интеллигентность, когда дело касалось принципиальных вопросов они могли быть твердыми и непримиримыми. Ќет необходимости нагромождать фактами (вспомина€ аксакалов €, по возможности, сознательно ухожу от творческих вопросов, это дело литературоведов), но один эпизод расскажу.  огда создавалс€ новый цветной художественный фильм по сценарию √абита ћусрепова Ђ ыз ∆ибею) кинорежиссером —ултаном ’оджиковым, процесс создани€ был очень сложным как в организационно-финансовом, так и творческом плане. ‘инансирование шло через √оскино ———–, деньги первоначально выделили только на одну серию, кинорежиссер и авторский коллектив размахнулись на две серии, фактически засн€то было кинолент объемом почти на три серии. –уководство √оскино –еспублики и киностудии Ђ азахфильмї в ћоскве испытывало трудности в решении вопросов финансировани€, пришлось вмешиватьс€ ÷ , просить ƒимаша јхметовича переговорить с руководством √оскино ———–, посылать письмо.  огда, казалось бы, эти вопросы были решены, возникло серьезное разногласие в прочтении сценари€ между ћусреповым и ’оджиковым.  аждый настаивал на своем видении будущего фильма. √абит ћусрепов за€вил, что он снимает из титра свое им€, как автор сценари€. ќни перестали даже встречатьс€, что не способствовало творческой работе коллектива. Ќужно было разр€жать обстановку, чтобы два художника работали сообща.

Ќа одном из собраний в —оюзе писателей, где были гости из других творческих организаций, после заседани€ √абит ћусрепов и € подн€лись к первому секретарю —ѕ јнуару јлимжанову. ѕо пути следовани€ € пригласил —. ’оджикова зайти с нами вместе. ¬ кабинете € попросил ј. јлимжанова открыть конь€к. “от удивленно посмотрел на мен€ и усмехнулс€: Ђќт начальства ничего не скроешь, откуда знает, что у мен€ есть конь€кї, достал из шкафчика конь€к, разлил на всех, и мы долго, что говоритс€, до хрипоты спорили.

¬ основном диалог шел между ћусреповым и ’оджиковым.

—тороны были очень упорны на отстаивании своей позиции, но в итоге нашли общий €зык и договорились о дальнейшей совместной работе над этим шедевром национального кино. Ћюди, хорошо знавшие характер —. ’оджикова и √. ћусрепова, могут представить себе, какой это был разговор, но важен результат. “ворческий коллектив киностудии Ђ азахфильмї с режиссером —ултаном ’оджиковым, директором киностудии тогда был  амал —маилов, создали замечательный фильм Ђ ыз ∆ибекї, тепло прин€тый зрител€ми во многих странах мира.