–Ь–Є—Е–∞–Є–ї –Ш–≤–∞–љ–Њ–≤–Є—З –Ш—Б–Є–љ–∞–ї–Є–µ–≤ –Ь–Є—Е–∞–Є–ї –Ш–≤–∞–љ–Њ–≤–Є—З –Ш—Б–Є–љ–∞–ї–Є–µ–≤
¬Ђ–І—В–Њ–±—Л –Њ—Ж–µ–љ–Є—В—М –њ–Њ –і–Њ—Б—В–Њ–Є–љ—Б—В–≤—Г –≤—Л—Б–Њ—В—Г –Є –Ј–љ–∞—З–Є–Љ–Њ—Б—В—М –і–µ–ї —Б–µ–≥–Њ–і–љ—П—И–љ–Є—Е –љ–∞–і–Њ –Ј–љ–∞—В—М –Є –Љ–∞–ї—Л–µ —Б–Њ–њ–Ї–Є –і–љ—П –≤—З–µ—А–∞—И–љ–µ–≥–Њ...¬ї
≈го ∆изнь
»стоки ќпоры
Ўтрихи о Ќем
≈го ЂЎтрихи к ѕортретамї
 ниги, —татьи и ќчерки
 

—абит ћуканов

ќн был крупным человеком во всех отношени€х. ѕо таланту, широте натуры, народному характеру, общительности и неуемной энергии. Ќесмотр€ на свою крупную комплекцию был очень подвижен и был весьма хлебосольным хоз€ином в доме! Ќе в силу своего батрацкого происхождени€ (такие де€тели встречались на каждом шагу), а в силу бескомпромиссной преданности идеалам социалистического общества и классового подхода (причем до конца дней своих) в оценке тех или иных €влений общественной и литературной жизни —абит ћуканов имел много друзей и недругов. ќн был Ћичностью и ’удожником, отношение к которому в обществе неоднозначно.

» все же его надо воспринимать таким, каким он был Ц талантливый, самобытный, колоритный писатель, Ђход€ча€ жива€ энциклопеди€ї казахской истории, культуры, быта и традиций, внесший свою достойную лепту в развитие казахской культуры.

≈му сопутствовала не только всенародна€ любовь, хот€ она и преобладала - ведь поголовно все зачитывались его поэмой Ђ—улушашї, романами ЂЅотагозї, ЂЎкола жизниї, а потом Ђѕромелькнувший метеорї. ¬след ему раздавалс€ и осуждающий ропот, особенно со стороны части молодежи, за позицию —. ћуканова в отношении творчества ћагжана ∆умабаева и молодежного объединени€ Ђ∆ас тулпарї. ћне приходилось тогда не раз говорить, что выдающиес€ личности - тоже люди, им свойственно также ошибатьс€. » мы ценим их не за ошибки, а за то, что умеют и делают они и только они, как натуры творческие и неповторимые. » в творчестве —абит ћуканов был действительно неповторим.

ќтменный рассказчик, будь только благодарным слушателем, он поражал знанием жизни, причем не по книгам (хот€ человек он тоже был весьма начитанный). ¬ знании истории и культуры казахского народа, равных ему было немного. ћногим исследовател€м годами надо было сидеть и глотать архивную пыль и изучать страницы прошлого, чтобы выведать хот€ бы толику того, что он знал. ѕомимо встреч на официальных собрани€х, совместного участи€ в общественных меропри€ти€х, мне не раз доводилось быть с ним вместе в командировках в ћоскве, в област€х.  акое-то врем€ мы жили в одном доме, только в разных подъездах, и € имел удовольствие бывать у него в гост€х. ≈го дом был очень хлебосольным. —колько интересных людей € здесь встретил, сколько услышал мудрых речей, а шутки, остроты, дружеские подначки. ¬ доме порой сто€л гомерический хохот. ѕожалуй, компании таких личностей и их шуткам могли позавидовать многие сегодн€шние молодые люди, зацикленные на пронизывающей все поры духовной жизни, Ђмассовой западной культурыї.

—егодн€ разве где-нибудь в отдаленном ауле могут гостю в конце бешбармака предложить Ђасатуї. ¬ городе такое уже давно не практикуетс€. Ќо —абит-ага был тем из последних могикан, который в конце застоль€, на свою ладонь клал солидную порцию бешбармака и ... “ы не успеваешь открыть рот, как он с широкой улыбкой на лице, умело и быстро, только ему ведомым образом, легким движением большого пальца заполн€ет твой рот едой. ќн еще нес в себе древний обычай степи.

¬спомина€ —абита-ага, никак нельз€ обойти молчанием ћарь€м-апай - эту благородную, умную, добрую женщину - реальное олицетворение женщины-матери, хранительницы очага, преданного друга и помощницы хоз€ина дома.

» в том, что бывша€ квартира —абита ћуканова стала домом-музеем, не только про€вление заботы правительства  азахстана, но и та самоотверженна€ настойчивость, которую про€вила ћарь€м-апай, после кончины —абит-ага. ќн был завз€тым театралом.  стати, редка€ премьера драматических или оперных спектаклей, проходили без его участи€. Ќу а на гала-концертах мастеров-искусств он всегда с ћарь€м-апай сидел в первом р€ду. ќн и в этом был неподражаем, редко кто так посто€нно был предан театру.

 огда в городе  окшетау открывалс€ пам€тник „окану ¬алиханову, —абит-ага вместе с ћарь€м-апай, скульптором-автором пам€тника “улеш ƒосмагамбетовым, архитектором Ўота ¬алихановым, и € несколько дней были на родине „окана, тогда € зримо ощутил, что большой писатель это еще и большой, требующий особой заботы, ребенок своей жены, без нее ни шагу в обыденной житейской поре.

Ћетом 1966 года мы вместе с —абитом ћукановым и художником √ульфайрус »смаиловой принимали участие в конференции —оветского комитета защиты мира, проходившей в ћоскве, где с докладом выступал выдающийс€ поэт Ќиколай “ихонов, он же председатель этого комитета. Ёто был редкий случай, когда писатель поехал без супруги, (до этого мы однажды были в ћоскве, с нами была ћарь€м-апай, и в номере стол ломилс€ от €ств). ѕосле того, как устроились в гостинице Ђћоскваї, —аке говорит: Ђћихаил, со мной нет ћарь€м, ухаживать за нами некому, когда пойдешь в ресторан, заходи за мнойї. я, конечно, и без подсказки зашел бы и не оставил его без внимани€, но привыкший к посто€нной опеке со стороны супруги, он сразу же почувствовал свое одиночество.

— бренным миром он распрощалс€ как-то неожиданно. Ќе болел, в больнице не был, - весной 1973 они с ћарь€м-апай жили за городом. Ѕуквально за неделю, а то и меньше до того приезжали в город, мы вместе были в гост€х у моего соседа, профессора университета, Ќуртазина “емиргали. —идели, беседовали.  ак всегда шутили, сме€лись. ѕосле этой встречи, буквально через несколько дней, перестало битьс€ сердце Ѕольшого „еловека.